Клинико-биохимические корреляции у подростков с нарушениями темпов психофизического развития. (Ж. невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова №11, М. 1982. Медицина. с.96-100).

Изучение психопатологии в подростковом возрасте в течение последних 2 десятилетий выдвинуло на первый план два фактора, которые играют важную роль в современной подростковой психиатрии. Во-первых, это феномен акселерации физического развития, на фоне которого стали проявляться разные уровни асинхронного психического развития в сочетании с недостаточной социальной зрелостью. Во-вторых, к подросткам возросли требования в отношении профессиональной подготовки. Создается впечатление, что необычайно высокие требования общества предъявляются к наиболее ослабленному и малочисленному контингенту, что и ведет к перенапряжению их нервной системы и к дисгармонии формирования личности. Клинически эти явления в пубертатном периоде отражаются преимущественно в психопатоподобном синдроме и различных формах нарушений поведения. В основе этого, как известно, лежит и становление регуляторных процессов, что проявляется в особой напряженности метаболизма. Рядом авторов выявлена определенная связь между отклонениями в поведении у подростков, их гиперактивностью, агрессивностью и изменением различных видов метаболизма, в том числе обмена биологически активных веществ. Немаловажное значение отводится роли липидов, содержание которых определяет степень возбудимости нервных клеток, распространение нервных импульсов; они участвуют в формировании мембранных клеточных структур, выполняют транспортную функцию. В соответствии с вышеизложенным нами была поставлена цель выявить корреляции между клиническими признаками дисгармонического формирования личности и показателем обмена липидов. Задачами исследования явилось изучение клинических форм дисгармонического развития подростков с психопатоподобным синдромом и изучение липидного и липопротеидного состава плазмы крови у них. Было обследовано 96 подростков от 14 до 1б лет с различными пограничными нервно-психическими расстройствами, находившихся в дневном психотерапевтическом стационаре (ДПС) Московской городской детской психоневрологической больницы № 6, отклонения в поведении. Все подростки были обследованы антропометрически, психопатологически, психометрически, электроэнцефалографически. При анализе антропометрических показателей (длина тела - S, масса тела - М, развитие вторичных половых признаков, которое определялось по уровню развития зон оволосения на лобке - Р, в подмышечной впадине - А), у 39,5% больных отмечены явления акселерации, у 45,2% явление ретардации, у 15,3%  уровень соматического развития был в пределах нормы. Показатель акселерированного и ретардированного соматического развития оценивался методом сигмальных отклонений от среднестатистической возрастной нормы. За норму были взяты усредненные показатели физического развития московских детей в возрасте от 7 до  17 лет. У всех обследованных подростков имели место нарушенное поведение с элементами антисоциальности. Наиболее постоянно наблюдались аффективная неустойчивость, незрелость интересов, неустойчивость внимания, поверхностность суждений, склонность к фантазированию. Наряду с общими особенностями в психопатологических проявлениях» которые свидетельствовали о психическом инфантилизме, отчетливо выступали и определенные различия. Так, например, акселерация физического развития сопровождалась более выраженным и грубым психопатоподобным поведением. В этих случаях преобладала не раздражительность, а взрывчатость, склонность к агрессиям, конфликтам, реакциям протеста, оппозиции, демонстративности. У больных чаще наблюдались расстройства влечений, появлялось стремление к бродяжничеству, поджогам, приему алкоголя и др. К 12-14 годам в связи с выраженной гффектной неустойчивостью эти подростки оказывались дезадаптированы в школе, прогуливали уроки, конфликтовали с учителями, воровали, бродяжничали, употребляли алкоголь. Дома держались независимо, не помогали в домашних делах, обнаруживали холодность в сочетании с жестокостью, черствость, эгоистичность. Интересы их были неустойчивы, отражали интересы окружения; они дорожили своей компанией, стремились в ней к лидерству. При задержке психофизического развития наряду с общими особенностями отмечались несколько приподнятый фон настроения, отсутствие чувства дистанции, эмоциональная живость. Характерны также склонность к фантазированию, моторная расторможенность, неустойчивость внимания. К конфликтам в школе, как правило, этих подростков приводили их двигательная расторможенность, неусидчивость, неустойчивость внимания,   отсутствие   интереса   к   учебе. Отклонения в поведении у этих подростков чаще носили характер шалостей и неадекватных возрасту поступков. Им была свойственна повышенная внушаемость, отсутствие инициативы, у них легко возникали реакции  подражания.  В  психотравмирующей ситуации  происходит усиление трудностей поведения, больные становятся раздражительными, упрямыми, отказываются ходить в школу, проводят большую часть времени на улице, не читают книг, охотно смотрят детские фильмы, фантазируют на темы сказок. В домашних условиях они беспечны, расторможены, часто меняют увлечения и занятия, легко дают реакции протеста, которые обычно непродолжительны. Для изучения особенностей липидного состава плазмы крови были выделены две группы больных по 10 человек: группа акселерированных - 1-я, и группа ретардированных - 2-я. В качестве контроля были обследованы 10 здоровых подростков от 10 до 16 лет, учащихся средней школы с хорошими показателями успеваемости, не имеющих существенных отклонений в поведении - 3-я группа, и 10 подростков от 14 до 17 лет, страдающих шизофренией, - 4-я группа. У последних психопатоподобный синдром проявлялся в более грубых расстройствах эмоционально-волевой сферы, повышение влечений у них носило извращенный характер, а отклонения в поведении, как правило, не имели мотивационной структуры. Физическое развитие у подростков 3-й и 4-й групп было без отклонений. О метаболизме липидов у больных и здоровых подростков судили по уровню общих липидов и отдельных липидных фракций в плазме крови. Липиды (Л) и липопротеиды (ЛП) плазмы крови определяли методом тонкослойной хроматографии на пластинах «Силуфол» с последующей денситометрией. У обследуемых определяли свободный холестерин (СХ), эфиры холестерина (ЭХ), фосфолипиды (ФЛ), монодиглицериды, неэстерифицированные жирные кислоты (НЭЖК), триглицериды (ТГ), хиломикроны (ХМ) пре-β-ЛП, β-ЛП, α-ЛП, комплекс НЭЖК с альбумином (КНА) и ремнанты. Данные говорят о том, что у всех больных выявлены значительные отклонения от нормы в содержании как Л, так и ЛП. У всех больных обнаружена гиперлипидемия, имеющая в каждой группе свои особенности. Как в 1-й группе, так и во 2-й наблюдается многократное повышение эфиров холестерина. Кроме того, в 1-й группе происходит существенное Повышение уровня НЭЖК, а во 2-й - значительное увеличение концентрации  ТГ при неизменном содержании  НЭЖК. Гиперлипидемия у больных 1-й группы связана, с одной стороны, с преобладанием процессов липолиза, о чем свидетельствует высокий уровень концентрации НЭДК и рост отношения концентрации НЭЖК к концентрации ТГ до 0,77 по сравнению с 0,48 в контроле. С другой стороны, значительное повышение количества ХМ свидетельствует о том, что у подростков 1-й группы гиперлипидемия связана также во многом с задержкой элиминации экзогенных липидов плазмы крови. Кроме того, повышение уровня пре-β-ЛП свидетельствует об усиленном синтезе эндогенных липидов. Во 2-й группе липолитическое звено уступает липосинтетическому системы липолизлипосинтез, так как отношение НЭЖК к ТГ в 2 раза меньше, чем в норме. Тем не менее видно что снижения активности липопротеидлипазы нет, так как уровень ремнантов значительно повышен. Не удается также отметить и задержки элиминации экзогенных липидов - количество ХМ во 2-й группе оказалось в пределах нормы, при этом уровень npe-β-ЛП здесь, выше, чем в контроле, в 3,3 раза. Таким образом, гиперлипидемия в этом случае связана в основном с повышенным синтезом эндогенных липидов. Чрезвычайно показательно многократное увеличение содержания промежуточных форм ЛП - ремнантов - у подростков обеих групп. В норме ремнанты очень быстро превращаются при участии холинэстеразы в (З-ЛП, поэтому у здоровых подростков обнаруживаются лишь следы ремнантов. Увеличение их содержания в обеих группах, с одной стороны, можно связать со снижением активности холинэстеразы, а с другой, не исключено, что происходят повышение активности липопротеидлипазы, активация процессов внутрисосудистого липолиза. Об интенсификации процессов липолиза говорит также отмеченный уже нами факт значительного повышения концентрации НЭЖК в плазме крови больных подростков. В представленных рисунках отмеченный нами высокий уровень ЭХ в обеих группах свидетельствует о том, что в 1-й группе имеется высокая степень эстерификации, коэффициент ее равен 83,4% (тогда как у здоровых - 68,3%). Такое нарушение обмена холестерина дополняет выявленную нами особенность дислипопротеидемии (сопровождающуюся накоплением в крови грубодисперсных фракций ЛП, таких, как пре-Р-ЛП, Р-ЛП, ремнанты), которую в целом можно охарактеризовать как неблагоприятную в атерогенном отношении. Высокий уровень а-ЛП коррелирует с повышенным содержанием фосфолипидов. Вероятно, нарушения обмена холестерина у больных 2-й группы носят принципиально иной характер, так как имеются свидетельства о высокой активности лецитинхолестеринацилтра-нсферазы (ЛХАТ). Ведущим в дисхолестеринемии является, повидимому,  усиленный  синтез эндогенного холестерина. У больных 4-й группы (шизофрения), так же как у больных 1-й и 2-й групп, выявлена гиперхолестеринемия за счет повышенного содержания эфиров холестерина при нормальном уровне свободного холестерина и высоком коэффициенте эстерификации (81,7% против 68,3% у здоровых). Уровень общих липидов лишь незначительно повышен, так как имеется существенный дефицит ФЛ. С этим, повидимому, связан и низкий уровень а-ЛП, в составе которых транспортируется основная часть ФЛ крови. Низкий показатель соотношения НЭЖК ТГ (0,31 против 0,48 у здоровых) свидетельствует о преобладании процессов липосинтеза над процессами липолиза. Можно предположить, что это связано со снижением активности липопротеидлипазы, косвенно об этом свидетельствуют задержка катаболизма ХМ и пре-β-ЛП, а также отсутствие ремнантов, так как липопротеидлипаза участвует в трансформации ХМ и пре-β-ЛП через стадию образования ремнантов в β-ЛП. Для больных этой группы очень характерным оказалось резкое снижение уровня а-ЛП (следы у большинства больных). Соотношение а-ЛП к β-ЛП у больных этой группы оказалось  ниже,  чем  во всех других  группах. Данные обследования больных 1-й и 2-й групп говорят о клинически близких формах психопатоподобного синдрома, причем в группе обследованных с явлениями акселерации отмечались стеничность и большая агрессивность. Подросткам с явлениями ретардации физического развития были свойственны подчиняемость, внушаемость, безынициативность, элементы астеничности и более яркие проявления инфантилизма. Больным шизофренией было свойственно нарушенное поведение, психопатоподобный синдром смещен в сторону извращенных влечений. У всех больных подростков с нарушенным поведением обнаружена дислипидемия, имеющая разнонаправленный характер и свидетельствующая об общей клинико-метаболической дисгармонии. У больных с преобладанием явлений акселерации наблюдаются преобладание процессов липолиза над процессами липосинтеза, задержка элиминации экзогенных липидов. Нарушения холестеринового обмена характеризуются повышением активности синтеза и эстерификации его. У лиц с явлениями ретардации нарушения липидного обмена проявляются в преобладании процессов липосинтеза над процессами липолиза, но в отличие от больных с акселерацией гиперхолестеринемия сопровождается, повидимому, повышением активности реакций ЛХАТ. У больных шизофренией наиболее характерным является относительный дефицит ФЛ и а-ЛП, что свидетельствует о низкой активности ЛХАТ-зависимой эстерификации холестерина и о снижении доли метаболически активных эфиров холестерина в его общем количестве. Выявленные клинико-метаболические параллели у больных дают основание использовать анализ типов гиперлипидемий в диагностике и прогнозе психофизического развития  подростков.