Общие принципы работы дневного стационара для детей школьного возраста. (М. 1У. научно-практическая конференция детских психиатров. 1988. с.21-23).

Одним из существенных достижений городского научно-методического центра, каковым является Детская психиатрическая больница № 6, необходимо признать создание дневного стационара (ДС) для детей школьного возраста, как промежуточного звена в структуре психиатрической помощи. Наблюдение за поведением больного в трех основных средах обитания (дом, школа, общественные места) позволяет более точно провести диагностику и определить основные направления лечения, а также активно влиять на больного и окружающую его среду, восстанавливать социальную адаптацию, без чего любое лечение практически малоэффективно. ДС представляет собой медико-педагогический комплекс, где полноценные условия обучения (классы 12-16 человек) сочетаются с полноценными условиями медицинского обеспечения, что существенно отличает их от спецшкол, где медицинское звено ослаблено и может осуществлять только поддерживающее лечение. Более чем 8-летний опыт работы ДС показал, что можно оказывать эффективную помощь как больным, прошедшим курс стационарного лечения, т. е. как этап реадаптации, так и первичным больным, состояние которых не требует обязательного стационирования, а амбулаторная помощь оказывается им недостаточно динамична и интенсивна. Наличие дифференцированых по длительности пребывания в ДС и интенсивности медико-педагогических воздействий режимов, позволяющих в значительной степени разъединить трудносовместимые контингенты больных, четкое обеспечение надзора и распорядка психиатрического учреждения, значительно менее тесный контакт между больными (нежели в стационаре) позволяет смешивать разнообразные контингенты больных и использовать только их взаимополезное влияние, т. е. создавать лечебно-средовые группы. Это особенно эффективно в среде подростков склонных к конформизму и имитации - важно эти особенности направить в нужном направлении, своевременно выявить и удалить или нейтрализовать отрицательных лидеров. В ДС созданы максимальные условия для проведения основных форм лечения психических расстройств у детей школьного возраста - фармакотерапии, лечебно-коррекционной педагогики и трудотерапии и т. д. Содержание и обеспечение дезадаптированного контингента больных, а тем более смешаного, требует квалифицированного, специально обученного персонала, четкой организации работы с дифференцированным подходом к каждому больному и общими едиными требованиями к персоналу, больным и их родителям. С этой целью в ДС разработан вариант комплексной поведенческой терапии руководящего характера. Он включает в себя 3 памятки, регламентирующие   поведение   родителей,    детей   в   школе,   на   территории больницы и в общественных местах, расписку, усиливающую действенность памяток, а также паспорт-пропуск (ПП). В ПП врач предписывает персоналу режим отношения к больному (строгий, щадящий, обычный), дифференцированный по длительности и содержанию лечебной и педагогической помощи, режим пребывания в ДС, форм труда и физкультуры, делает отметки о необходимости психиатрического усиленного надзора и т. п. Кроме того, в паспорте имеются специальные графы: поощрительные, где персонал может внести благодарность больному за положительную деятельность и поступки, и порицательные, предусматривающие специальные отметки в паспорте при совершении поступков, оговоренных имеющимися у больного памятками. При создании правильного психотерапевтического отношения к ПП он становится мощным психотерапевтическим фактором, направленным на подавление патологических и установленных форм неправильного поведения и выработку стереотипа правильного поведения в различных ситуациях. Описанная поведенческая терапия в целом и отдельные ее элементы при правильной постановке и обучении персонала сочетает в себе несколько частных психотерапевтических методик: игровую психотерапию, рациональную психотерапию, внушение в бодрствующем состоянии с элементами наркопсихотерапии, косвенное и опосредованное внушение. За последние годы в ДС разработаны памятки: родителям выписанного больного для улучшения преемственности в лечении в амбулаторных условиях. В настоящее время необходимо направить усилия на улучшение преемственности в работе со стационарными отделениями, разработку методов купирования психопатоподобных состояний, форм лечения заикания, совершенствование комплектования ДС.