Особенности психического инфантилизма как фактор риска формирования психопатии.                  (Ж. невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова, №11 М. 1984. Медицина. с.1701-1704).

Отклонения поведения наблюдаются при многих психических заболеваниях - от тяжелых, хронически протекающих эндогенных психозов, до пограничных психических расстройств. Изучению различных аномальных реакций и нарушенных форм поведения у детей старшего школьного возраста посвящено много публикаций как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В последние два десятилетия особое внимание уделяется отклонениям поведения у подростков, страдающих пограничными нервно-психическими расстройствами. По данным ВОЗ, эти расстройства при пограничных состояниях достигают значительной частоты (до71%).Привлекают внимание девиации поведения, не достигающие степени тяжелых правонарушений, но приводящие к социальной  дезадаптации. В наиболее многочисленной группе детей эти расстройства Г.Е.Сухаревой были определены как следствие явлений неравномерного (асинхронного) развития тех или иных свойств личности. Исходя из взглядов на патологию характера как на результат дизонтогенеза нервной системы, Г.Е.Сухарева сформулировала предположение о трех его основных типах, лежащих в основе формирования психопатии: задержанном, искаженном,  поврежденном. Еще в 50-х годах Г.Е. Сухарева и Н.И. Фелинская писали о необходимости создания для лиц с подобными расстройствами определенных условий, отличающихся от нормальной средней школы и от вспомогательных учреждений для детей и подростков с интеллектуальными нарушениями. Этим требованиям отвечает дневной полустационар (ДС), основанный в 1979 г. на базе Детской психиатрической больницы № 6 Москвы, в создании которого воплощены основные принципы отечественных психиатров об этапном лечении и реабилитации больных с нарушениями поведения. В настоящей работе изучались особенности парциального инфантилизма у  пограничных больных. Эффективность пребывания в ДС оценивали с помощью патохарактерологического  диагностического   опросника   (ПДО). В течение года мы наблюдали 96 подростков в возрасте от 14 до 16 лет, нарушения поведения которых носили характер социальной дезадаптации, не достигающей, однако, степени противоправных деяний. К судебной ответственности эти подростки не привлекались, но некоторые из них состояли на учете в детской комнате милиции. В массовой школе у них наблюдались следующие отклонения в поведении: срывы уроков, прогулы, конфликты с учителями, разрушение школьного имущества, отказ от посещения школы. Характерны были также уходы из дома, побеги, бродяжничество, мелкие кражи, оскорбление родных с агрессией без нанесения тяжелых повреждений. На улице они попрошайничали, совершали мелкие кражи, отбирали деньги у детей, играли в азартные игры, угоняли мопеды, велосипеды, тяготели к подросткам с асоциальным поведением. В развитии личности показателями зрелости являются способность к целенаправленной деятельности, с одной стороны, и установлению адекватных взаимоотношений с окружающими - с другой. Эти качества, являющиеся выражением сложной и многообразной структуры личности, сформировались исторически. У изученных нами больных оказались нарушенными обе стороны их деятельности. Неустойчивость интересов, эмоциональная лабильность, пассивная подчиняемость, конформность приводили подростков к бесцельному времяпровождению. Они отличались легкостью суждений, были крайне необязательны в делах, обычно не выполняли обещаний, у них, как правило, отсутствовала четкая целенаправленная деятельность. Это нередко приводило к конфликтам с окружающими с элементами эксплозивных реакций, жестокостью. У всех обследованных подростков были выявлены те или иные признаки инфантилизма. Они играют неоднозначную роль в становлении психопатии и неодинаково соотносятся с другими ее проявлениями. Особенности инфантилизма обусловлены конституциальными, ситуационно-психологическими и возрастными факторами. По нашим данным, психический инфантилизм, являясь основой аномалии личности, не всегда дополняется инфантильными признаками соматофизического характера. Психический инфантилизм неодинаково проявляется в основных сферах психической деятельности, хотя черты незрелости могут приносить особенности в любой психический акт. У всех больных в психическом статусе были отмечены признаки незрелости и несформированности личности, проявляющиеся в неустойчивости психических процессов, недостаточно сформированных интересах, формальном чувстве долга, повышенной внушаемости, впечатлительности, легкости и поверхностности суждений, отвлекаемости, повышенной двигательной активности. Клиническое изучение психопатологических особенностей обследованных дало возможность выделить три группы больных с признаками парциального инфантилизма в плане риска формирования психопатий. В 1-ю группу вошли больные с явлениями психофизического инфантилизма; во 2-ю с явлениями дисгармонического инфантилизма; в 3-ю с явлениями органического инфантилизма. Психологическое исследование при помощи ПДО установило склонность к делинквентности у 80,2% больных. Повторное применение ПДО, проведенное спустя 9 мес, дало возможность выявить и объективизировать динамику состояния наблюдаемых больных. Больным 1-й группы были свойственны явления психической незрелости в эмоционально-волевой сфере, что выражалось в повышенной эмоциональной живости, преобладании мотива удовольствия, боязни всего нового. Отмечались живость воображения, фантазии, выдумки, впечатлительность, некоторая жизнерадостность, отсутствие чувства дистанции, моторная расторможенность, которая и приводила к конфликтам в школе. Неправильное поведение больше носило характер шалостей и неадекватных возрасту поступков. У больных выявлены повышенная внушаемость, отсутствие инициативы, формальное чувство долга, у таких подростков легко возникали реакции подражания. При повторном исследовании у больных этой группы была выявлена хорошая успеваемость по ряду предметов, более редкими стали у них конфликты в школе. Изменения произошли сразу же после поступления в ДС. В связи с постоянным контролем в условиях ДС, у больных снизились на 22% делинквентные проявления. В значительной степени это можно объяснить склонностью к подражанию поведения коллектива, в котором находится подросток. Подтверждает это положение и то, что возвращение обследованных подростков в среду лиц с асоциальным поведением приводило у них к быстрому исчезновению выработанных в ДС форм поведения. Больным с дисгармоническим инфантилизмом (2-я группа) было свойственно более грубое психопатоподобное поведение, которое, как правило, к 12-14 годам, т. е. в период пубертатного возраста, достигало наибольшей выраженности. В поведении у них преобладали взрывчатость, склонность к конфликтам, демонстративной грубости, нарочитости поступков, претенциозный характер суждений, реакции протеста, оппозиции, демонстративности. У таких подростков легко возникали злобные реакции с агрессией. Отмечалась также расторможенность влечений, лживость, усиление сексуальных влечений, склонность к алкоголизации и курению. У таких подростков обнаруживались равнодушие и холодность к близким в сочетании с жестокостью. Они плохо уживались в коллективе сверстников, а их стремление играть первые роли, нетерпимость, безапелляционная требовательность и возбудимость приводили к конфликтам с окружающими. При повторном исследовании у этих больных были отмечены стойкие, в ряде случаев стабильные патохарактерологические черты, формировавшиеся по искаженному типу. По тесту ПДО в этой группе отмечено снижение делинквентных проявлений только на 10%. Это свидетельствовало, что склонность к делинквентности здесь была патохарактерологической особенностью. Однако следует подчеркнуть, что больные этой группы хорошо адаптировались в ДС. Они предпочитали продолжать обучаться в экспериментальной школе, в ряде случаев проявляя достаточную заинтересованность некоторыми предметами, а также «особым» режимом. Как показало повторное обследование, у них вырабатывались достаточно адекватные формы поведения в школе, повысилась успеваемость, почти полностью прекратились прогулы и конфликты. Возникали адекватные взаимоотношения с родными, учителями и товарищами. С одной стороны, это зависело от лекарственной терапии, снижающей возбудимость, с другой - формирование взаимоотношений в школе происходило вне прежних, привычных конфликтов, где на подростка смотрели как на постоянного нарушителя дисциплины и он постоянно был готов к реакции протеста и оппозиции. В 3-й группе были свойственны явления «органического» инфантилизма. У этих больных также обнаружены признаки незрелости эмоционально-волевой сферы. Им были свойственны неспособность к занятиям, требующим волевого усилия и внимания, внушаемость, эйфоричность, благодушие, беззаботность, расторможе-нность, медлительность, торпидность в интеллектуальной деятельности, склонность к аффективным взрывам, раздражительность, резкость, грубость, гнев, недовольство, нетерпеливость, непоседливость. На высоте психомоторной расторможенности они вступали в бессмысленные споры, драки. Аффекты сопровождались головной болью, головокружением, общей слабостью, плохой переносимостью жары. Этим больным были свойственны дисплазия органов и систем. Отклонения поведения были связаны с мелким воровством, угоном мопедов, велосипедов. В семье у них легко возникали эксплозивные реакции с разрушительными действиями и агрессией. Эффективность лечения оказалась у них меньше, чем в предыдущих группах. Снижение делинквентности отмечено всего на 6%. В данном случае условия ДС заметного влияния на психическое состояние больных не оказали из-за стойких проявлений основного заболевания. В этой группе основная цель была направлена на то, чтобы поддержать компенсированное состояние, которого добились в стационаре (дальнейшее нахождение там могло быть нежелательным в связи с возможностью развития явлений «госпитализма»). Несмотря на щадящие условия ДС, у 4 больных этой группы возникла декомпенсация состояния,  в связи с чем они были переведены обратно в стационар. Как показывают данные повторного обследования,   в результате лечения через 9 мес происходит некоторое снижение (11 %) склонности к делинквентности у всех больных. В рамках медико-педагогических коррекционных мероприятий для данного контингента больных на первом этапе главным является фармакотерапия, направленная на снятие возбудимости, аффективной неустойчивости, повышенной двигательной активности. В этот период лечебно-педагогические мероприятия сводятся к удержанию больного в рамках расписания ДС. Адекватный подбор фармакотерапии позволяет перейти к следующему этапу клинической и социальной реабилитации. На этом этапе завершается коррекция поведения больных фармакотерапией, начинает использоваться психотерапия и элементы психологической реабилитации. Смыслом медицинских мероприятий на этом этапе является адаптация к школьной программе. Третий этап - подготовка к переходу в массовую школу, которая включает стабилизацию состояния, выработку положительной установки на педагогическую реабилитацию, создание у подростка целевой установки к овладению специальностью, доступной ему по уровню знаний и возможностей. Таким образом, ДС является таким лечебно-реабилитационным учреждением для проведения поэтапного дифференцированного лечения подростков с нарушенным поведением с учетом установленных явлений психического инфантилизма.