Лечебно профилактические мероприятия при делинквентном поведении у детей старшего школьного возраста. (Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Ташкент 1984. с.190-192).

Делинквентный тип поведения занимает большое место среди различных отклонений в поведении у детей старшего школьного возраста. Для определения наиболее эффективных мер коррекции делинквентного поведения на различных этапах наблюдения, большое значение имеет клиническая дифференциация данной группы больных. Среди изученных нами 100 детей и подростков (в возрасте от 12 до 16 лет) в 21% случаев был поставлен диагноз «расстройства личности», в 15%- «ситуационные реакции», в 55% - «непсихотические расстройства на фоне резидуально-органического поражения центральной нервной системы», в 9% - «задержка психического развития». Делинквентность поведения проявлялась мелкими домашними кражами, попрошайничеством, несоблюдением правовых норм в общественных местах, угоном малых транспортных средств, участием в драках, что приводило к постановке на учет в районных инспекциях по делам несовершеннолетних. После амбулаторного обследования дети и подростки были направлены в дневной стационар (ДС) при детской городской психиатрической больнице № 6. Лечебно-реабилитационные мероприятия строились на основе комплексности и поэтапности. Первый этап - адаптации в условиях ДС - определялся клинико-диагностической работой. Здесь на первый план выступала активная фармакотерапия, направленная на уменьшение повышенной возбудимости, агрессивности, снижение проявлений патохарактерологиче-ских реакций. Психотерапия в этот период носит вспомогательный характер. При выраженной дезадаптации на первом этапе лечебно-педагогические мероприятия малоэффективны и сводятся в основном к удержанию бального в рамках режима ДС. Второй этап - клинической и социальной реабилитации. На этом этапе фармакотерапия больше приобретает поддерживающий характер и сводится к назначению более мягких и пролонгированных препаратов (транквилизаторов и др.). Большое значение приобретают разнообразные формы психотерапии. Третий этап - социальной реадаптации. Успешное проведение первых двух этапов лечения позволяет купировать расстройства поведения и выработать положительную установку на педагогическую реадаптацию. Основой лечебной педагогики в ДС является обучение по программе массовой школы и создание условий, способствующих ликвидации педагогической запущенности. В дальнейшем анализу были подвергнуты только больные, которые по тесту патохарактерологического опросника (ПДО) (А.Е. Личко, 1983) определялись как имеющие психологическую склонность к делинквентности  (77 больных). Наблюдения показали, что в результате пребывания в ДС у всех больных состояние улучшилось (по тесту ПДО). Наибольшая эффективность отмечалась у больных с задержкой психического развития и у лиц с ситуационными реакциями. Для первых большое значение имели систематические школьные занятия в условиях ДС, что способствовало ликвидации педагогической запущенности, повышению общего запаса знаний и лучшему усвоению школьной программы. Для вторых -снятие стрессового напряжения, смена жизненных условий. Наиболее устойчивые тенденции к делинквентным формам поведения выявились у больных с резидуально-органическими состояниями и при расстройствах личности. Однако, и у данных подростков при адекватных лечебно-воспитательных мероприятиях удавалось достичь благоприятного состояния для проведения мероприятий по социальной реадаптации. Полученные данные подтверждают, что ДС является эффективным звеном в системе ликвидации делинквентных форм поведения у детей старшего школьного возраста, страдающих пограничными нервно-психическими расстройствами.